Законодательство Российской Федерации налагает значительное количество ограничений и запретов на лиц, замещающих отдельные должности в органах и организациях, в целях предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Не являются исключением и лица, замещающие государственные и муниципальные должности в органах власти и местного самоуправления и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе. Это и мировые судьи, и председатели избиркомов и контрольно-счетных органов, и главы муниципальных образований, и депутаты, работающие на постоянной основе.
Одним из основополагающих ограничений, связанных с замещением таких должностей, является запрет на выполнение другой оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, предусмотренный пунктом 3 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Как же определить, является ли деятельность, которой занимается лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, запрещенной для него?
Понятие «преподавательская деятельность» в действующем законодательстве непосредственно не раскрывается. Однако его можно сформулировать исходя из смысла понятий «образование», «воспитание», «обучение», «образовательная деятельность», «педагогический работник», содержащихся в Федеральном законе «Об образовании». Это деятельность в образовательной организации по обучению и воспитанию учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками в целях их интеллектуального, духовно-нравственного, физического и профессионального развития. Лицо, осуществляющее преподавательскую деятельность, как правило, должно обладать статусом педагогического работника – физического лица, которое состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.
В связи с этим, в ситуации, когда лица, замещающие государственные (муниципальные) должности на постоянной основе, осуществляют образовательную деятельность без заключения трудового договора или гражданского правового договора с образовательной организацией, данная деятельность характеризуется уже не как преподавательская деятельность, а как предпринимательская, что является прямым нарушением запрета, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подразумевает под творческой деятельностью создание культурных ценностей и их интерпретацию. К культурным ценностям относятся нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Таким образом, например, ситуации, когда лица, замещающие государственные (муниципальные) должности на постоянной основе, принимают участие на возмездной основе в качестве экспертов при проведении конкурсов на предоставление грантов на реализацию проектов в области культуры и искусства, не относятся к осуществлению ими иной творческой деятельности.
Обобщая вышесказанное, отметим, что каждый случай выполнения (намерения выполнения) лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность на постоянной основе, должен рассматриваться в индивидуальном порядке с учетом конкретной ситуации, в которой находится данное лицо, соответствующей комиссией по противодействию коррупции или соблюдению требований к служебному поведению, созданной в государственном (муниципальном) органе, в котором данное лицо замещает соответствующую должность.
Подготовлено управлением делами администрации Сегежского муниципального округа